Главное меню

Погода

 
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Консультации для родителей по инновационной деятельности дошкольного учреждения

КОНСУЛЬТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 

И. Н. КАЗАКОВОЙ ОТ 16.09.2021 г.

Консультация для родителей воспитанников

по инновационной деятельности дошкольного учреждения на тему

«Значение музыкально-дидактических игр в речевом развитии ребенка».

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. От степени сформированности речевых умений в детском

возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

            В последние годы данная проблема становится очень актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей имеющих недостаточно чёткое звукопроизношение. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалиста - логопеда.

             Помощь детям с незначительными нарушениями речи можно оказать в условиях обычного детского сада. Такую помощь можно оказать на музыкальных занятиях, используя систему упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слов. Для более эффективной работы педагогу необходимо знать особенности речевого и музыкального развития детей 5 – 7 лет.

             Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

             Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители и педагоги.

             В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения.

Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях

Игры на развитие художественного словаря.

Дидактические задачи: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.

Игра «Копилка»

Правила – «складывать в «копилку» те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки.

Ход игры: После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой» и говорит: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово  нам подходит, мы «закрываем его в копилку», а если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу «копилку». Каждое правильное слово необходимо повторить вслух.

 Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки. (невербальные средства общения)

Дидактические задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение. Побуждать к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров.

Игра «Танцующие звуки»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальных и пластических движений.

Ход игры. Педагог спрашивает у детей. Что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает поиграть «в балет». Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о той музыке, которая ему больше понравилась. (Опыт невербального общения).

Игры: «Художники», «Поющие руки», «Живая картина», «Скульпторы

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Так, на первом этапе работы полезно использовать музыкально-дидактические игры, «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки». На втором этапе развития фонетико-фонематического слуха, когда детей учат различать звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а слова целиком) слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки. Например: «Птички» Е.Тиличеевой, «Медведь» М.Красева, «В лесу» и «Угадай по голосу» Е.Тиличеевой.

На последующих этапах нужно использовать попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, в которой дети различают три фонемы (и-а-о) в словах «динь-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии. Можно предложить детям по характеру музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения соответствующие данному образу. Между музыкальным и фонетическим слухом параллели нет, но хороший музыкальный слух является хорошим подспорьем в развитии фонематического слуха. Дети с хорошим музыкальным слухом больше внимания проявляют к фонемам» (Н.А.Чевелева).

Значение музыкально-дидактических игр не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определенной окраской (просодикой): как и в музыке в речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают большую помощь в развитии речи. Музыкально-дидактические игры: «Карусель», «Звенящие колокольчики», «Музыкальный домик»,  «Лесенка - чудесенка» и т.д.

 
Размер текста:
  • А
  • А
  • А
Изображения:
  • Показать
  • Скрыть
Цветовая схема:
  • A
  • A
  • A
Версия для слабовидящих